Виды декора изделий из дерева
Опубликовано: 05.09.2018
Резной декор из дерева
Типичными приемами украшения мебели XVII в. являются токарная обработка деталей, резьба, роспись темперными или масляными красками, окраска и позолота, а также сочетание различных видов декора.
Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы (Германии, Голландии и др.). В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели. К этому периоду относится появление первых изделий, украшенных мозаикой из разных пород древесины и инкрустацией кусочками цветного стекла, зеркала, раковин. Тогда же была освоена техника облицовывания. На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных и ценных пород либо из хвойных и других, менее ценных пород, но облицованных ценными породами. В последнем случае изготовление остова (основы) изделия относили к белодеревным работам, а облицовывание и отделку изделия — к краснодеревным. При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света[2].
Резьба. С течением времени методы обработки древесины развивались и усложнялись – от обтесывания бревен к резьбе, которая также усложнялась с появлением новых режущих инструментов. Мелковолокнистая древесина легче поддается резьбе, чем крупноволокнистая, в частности дуб, из которого трудно резать мелкие детали. Оригинальная деталь, вырезанная из цельной заготовки, как правило, имеет монументальный вид, поскольку на нее шел отрезок целого бревна. Резьба, сделанная позднее с целью «облагородить» вещь, делалась по уже существующей детали, например по гнутой ножке.
Фанеровка. Наложение тонких листов или полос хорошей, дорогой древесины на каркас из более дешевых, грубых сортов. Некоторые виды древесины, в частности атласное дерево, королевское дерево и коромандель, применялись только для изготовления шпона. Это было вызвано или дефицитом и дороговизной древесины, или тем, что стволы деревьев были слишком тонкими. Древесина ореха и красного дерева шла и на шпон, и на доски. В XVII и XVIII столетиях шпон ручной работы обычно имел толщину 0,3 см. При ближайшем рассмотрении таких деталей мебели, как, например, торцы дверок буфета, можно увидеть технологию их изготовления. При распиловке бревна вдоль получается шпон продольного распила, при поперечной распиловке – шпон поперечного распила, в последнем случае образуется так называемый «устричный» узор. Комплекты из двух пластин, соединенных одна с другой так, чтобы одна была зеркальным отражением другой, или четырех таких пластин, сходящихся в центре панели, известны под названием «четверть». При поперечной распиловке бревен ореха, ясеня, бука и тиса, имеющих наросты, получается красивый шпон с «ореолом». Иногда в дополнение к основной фанеровке по краям передних стенок ящиков и верхней панели крепятся небольшие полоски шпона – так называемые накладки. Поперечные накладки – более короткие. Они крепятся под прямым углом к основной фанеровке. Продольные накладки крепятся вдоль основной фанеровки, например, вдоль ящика. Накладка типа «елочка» представляет собой узкие полоски шпона, расположенные под острым углом одна к другой.
Маркетри, или интарсия, - вид художественной фанеровки, при котором кусочки древесины образуют определенный узор.
Кусочки шпона различных пород дерева позволяют создать поразительный эффект. Маркетри в виде геометрического узора называется паркетом. Интарсия отличается от инкрустации, при изготовлении которой используются различные материалы: слоновая кость, перламутр, драгоценные металлы и шпон. При этом тоже получаются узоры или даже картины. Ленточный орнамент из узких полос шпона контрастирующих цветов также служит для украшения.
Позолота. Еще в глубокой древности изделия из дерева украшали позолотой – тончайшими листками золота (сусальное золото). На поверхность деревянного изделия наносили несколько слоев левкаса, а сверху наклеивали золотую пластинку. При водном золочении в левкас добавляли смесь красной глины с яичным белком и горячую воду. Вода использовалась для увлажнения поверхности перед наложением золотого листка, иногда в два слоя, для лучшей полировки. Для удешевления процесса золочения использовали льняное масло, которое варили до отвердевания, а затем смешивали с охрой. Золотой листок держался на такой основе очень прочно, образуя с ней как бы единое целое[3].
Просмотров: 660
Вернуться в категорию: Декор